Мои заказы
7 июля 2018 (суббота). 19:00
"Борис Годунов" 3
Большой театр (Историческая сцена)
Адрес: Театральная площадь, 1 (м. Охотный ряд, Театральная)
Сайт: http://www.bolshoi.ru

Льготная цена 1 билета: 1600 рублей
Цена билета на аналогичное место в кассе: 7200 рублей
Длительность: 4 часа

Билеты закончились

Взяться за пушкинского «Бориса Годунова» порекомендовал Мусоргскому его друг, историк русской литературы Владимир Никольский. «Борис» всецело захватил композитора, так что «он уже ни о чем другом не мог думать и все другое оставил» (свидетельство известного критика Владимира Стасова, помогавшего композитору собирать необходимые для работы историко-этнографические и фольклорные материалы). Преобразуя текст драмы в либретто, Мусоргский сосредоточился на двух линиях: тра­гедии народа и «трагедии совести» царя Бориса. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею: это моя задача. Я попытался разре­шить ее в опере», — такими комментариями сопроводил композитор клавир своего сочинения при издании его в 1874 году.

Работа шла очень быстро. Приступив к делу осенью 1868 года, Мусоргский за­кончил оперу в клавире в мае следующе­го, а к декабрю уже полностью ее инструментовал. Летом 1870 года «Борис Годунов» был представлен на рассмотрение Дирекции императорских театров. Опера была отклонена (под предлогом отсутствия значимой женской роли), и «огорченный и оби­женный Мусоргский», как сообщает в сво­ей «Летописи» Римский-Корсаков, хотел было взять партитуру назад, но, подумав, решил все-таки ее переделать. Вторая редакция была завершена в 1872 году. Но комитет отклонил и ее. Нет ничего удивительного в подобных строгостях, ведь цензурный запрет на саму пушкинскую трагедию был снят всего лишь в 1866 году (а затем неоднократно возобновлялся на ее отдельные сцены). Возникли проблемы с «отдельными» сценами и у Мусоргского.

«Две редакции „Бориса Годунова“ отличаются не мерой остроты социального конфликта или художественными достоинствами, а различием концепций. В первой редакции все сосредоточено на столкновении двух враждебных сил — народа и царя. Мотив вражеской интервенции зрительно не показан. Первая редакция оперы исключала все, что не было связано с центральным конфликтом... Создавая новую редакцию, Мусоргский ввел не только отсутствовавшую ранее большую женскую роль (Марина), но и новые идейные мотивы, показал лагерь врагов Руси — польскую шляхту и иезуитов, циничную игру политических интриганов и стихийный бунт народа, искусно используемый его недругами. Страдания Бориса получили более глубокое воплощение, композитор органически сплавил народную драму с психологической.» (цитата из исследования выдающегося историка русского музыкального театра Абрама Гозенпуда).

Не дожидаясь благосклонного решения своей дирекции, группа ведущих артистов — беспрецедентный случай! — под руководством самого композитора начала втайне разучивать партии. И в 1873 году состоялось-таки первое исполнение на широкой публике трех картин многострадальной оперы (они были даны в бенефис режиссера Кондратьева, «зафиксирована» реакция просвещенной публики:"Это Гоголь в музыке!"). А 27 января 1874 года в Мариинском театре наконец прошла премьера и всей оперы, успех которой превзошел все ожидания.


Отзывы (3):

Мария 26 ноября 2018

Мы были в восторге от Бориса Годунова.

Это первая опера на Исторической сцене, которую я посетила.

Волшебные декорации, сильные голоса.

Очень приятно порадовало, что можно было понять весь текст (не все оперы на русском языке различимы).

Четыре часа для меня пролетели практически на одном дыхании.

Ирина 03 августа 2018

Опера "Борис Годунов", написанная М.П. Мусоргским – классика отечественной и мировой музыки, произведение, ставшее олицетворением русской культуры. Поэтому очень хотелось увидеть столь известное и значимое произведение вживую на сцене. Постановка на исторической сцене Большого театра воспроизводит спектакль, которому уже более 70 лет, над которым работали лучшие артисты и художники своего времени и который служит эталоном мирового оперного искусства. В этой связи опера воспринимается уже не просто как представление, а буквально как бесценный исторический музейный экспонат. 
Вместе с тем, колоссальное по мощи и масштабу произведение, оставляет незабываемые впечатления. Размах постановки необычайно огромен. Произведение примечательно тем, что эта одна из немногих опер, где тема любви не является центральной. Основной сюжетной линией в опере является не жизнь одного человека, а история целого народа, государства, что во много определило масштабность многих сцен с большим количеством артистов и хоровых партий. 
Опера "Борис Годунов" является очень сложным и серьезным произведением, требующим знания истории описываемого периода, предварительного ознакомления с текстом и сюжетом, что поможет лучше осознать и прочувствовать весь смысл и красоту произведения. Так, многие действия и события в произведении даются лишь намеками и косвенными упоминаниями, а сама история дается в виде отдельных фрагментов, которые сменяя друг друга, посредством уже имеющихся знаний образуют общий исторический сюжет. 
Чувствуется глубокий психологизм всего произведения, описывающего не конкретные действия, а настроения действующих персонажей. В связи с этим сама опера предстает не как развивающееся действие, а как ряд монументальных последовательно сменяющихся визуально-музыкальных композиций. 
Музыка, наполненная традиционными русскими мотивами, звоном колоколов и церковным хоровым пением создает необыкновенную атмосферу и глубоко западает в душу. Драматичные, неустойчивые музыкальные сочетания ярко передает тяжелую, временами даже страшную атмосферу безысходности и обреченности правления Бориса Годунова и Смутного времени. В тоже время музыка является отражением современного композитору периода - времени правления Александра II, также потерявшего авторитет в глазах части общества, периода народничества и подпольных антиправительственных организаций. 
Великолепные декорации, подготовленные Федоровским, учеником Врубеля и Серова, насыщенные множеством деталей и элементов, исторически точно и высоко художественно воссоздают обстановку того времени и сами по себе являются шедевром русского искусства. Монументальные изображения Соборной площади, ворот Новодевичьего монастыря с увеличенной перспективой еще больше усиливают масштабность действия. Однако такие декорации требуют особой фронтальной точки зрения, т.к. с боковых лож выглядят слишком искаженными. 
Архитектура самого Большого театра с огромным зрительным залом (амфитеатр, бель-этаж и четыре яруса балконов!) и великолепной акустикой, большой оркестр и труппа театра помогают воссоздать ту необходимую мощь и силу, которые заложены в этом потрясающем произведении.

Дамир 24 июля 2018

Опера Модеста Мусоргского была поставлена на сцене Большого в 1948 году, а возобновлена без существенных изменений семь лет назад. Это очень добротное произведение и с точки зрения постановки, и с точки зрения исполнения. Четыре часа оперы — конечно, тяжко, но впечатляют и голоса, и массовые сцены, и исполнение оркестра под руководством Тугана Сохиева.