30 октября 2022 (воскресенье). 19:00 | ||
|
||
Московская консерватория имени П.И.Чайковского Адрес: Большая Никитская 13 (м. Библиотека им. Ленина, Охотный ряд) Сайт: http://mosconsv.ru Льготная цена 1 билета: 150 рублей Цена билета на аналогичное место в кассе: 300 рублей Скидка 50% на любое оставшееся место (выкуп онлайн) Длительность: 2 часа 30 мин Билеты закончились |
30 октября в Малом зале выступит заслуженная артистка России, органистка Людмила Голуб. Вечер будет посвящен органным сочинениям И.С. Баха, написанным в период его пребывания в Веймаре.
В 1708 году 23-летний Бах переезжает в Веймар и становится придворным органистом герцога Вильгельма Эрнста. До этого жизнь Баха была связана с небольшими немецкими городами — Эйзенахом, Арнштадтом, Мюльхаузеном. Оживлённый город с давними и прочными культурными традициями, Веймар был столицей Тюрингии, и с этим городом была связана деятельность Мартина Лютера.
В Веймаре жил замечательный музыкант и дальний родственник Баха — Иоганн Готфрид Вальтер. С Бахом их связывали дружеские отношения. По долгу службы Бах играл на органе дворцовой церкви. Это был не очень большой, но хороший инструмент. Вальтер в это же время служил органистом в городской церкви, где орган был больше. Известно, что Бах играл и на этом органе.
Слава Баха как виртуоза и импровизатора к тому моменту уже распространилась по Германии. Иногда он совершает путешествия, во время которых поражает окружающих своей феноменальной игрой и особенно импровизациями. Именно в Веймаре орган и органное творчество оказываются в центре внимания Баха, и здесь он создает свои самые совершенные органные сочинения. Трудно поверить, что автором грандиозных органных токкат и гениальной Пассакалии является молодой человек, едва достигший тридцатилетнего возраста.
В 1713 году герцог привозит из Италии уникальную коллекцию нот современных итальянских композиторов. Бах с восхищением изучает сочинения Вивальди, Корелли, Торелли, иногда создавая переложения этой музыки для органа. Так родились шедевры — баховские транскрипции концертов Вивальди. Также композитор сделал переложения для органа двух концертов талантливого наследного принца Веймарского Иоганна Эрнста, умершего в 1815 году в восемнадцатилетнем возрасте. Один из них прозвучит в этот вечер.
В Веймаре Бах начинает работу над «Органной книжечкой» — сборником прелюдий на лютеранские хоралы, посвящённые церковным праздникам и различным темам христианской веры, который он создал для обучения своих гениальных сыновей и учеников. Несколько прелюдий из раздела «Крест и утешение» будут сыграны в концерте.
Веймар по праву гордится многими великими деятелями культуры, которые жили в этом городе. Кранах и Ницше, Гёте, Шиллер и Лист... И одно из первых имён в этом ряду — Иоганн Себастьян Бах.
Фантазия и фуга до минор, BWV 537
Фуга на тему Корелли, BWV 579
Два хорала из «Органной книжечки» из раздела «Крест и утешение», BWV 641, 642
Токката и фуга в Дорийском ладу, BWV 538
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Канцона, BWV 588
Концерт до мажор (по И. Эрнсту), BWV 593
Пассакалия, BWV 582