26 февраля 2022 (суббота). 19:00 | ||
|
||
Студия театрального искусства п/р Сергея Женовача Адрес: Ул. Станиславского 21/7 (м. Таганская) Сайт: http://www.sti.ru Льготная цена 1 билета: 50 рублей Цена билета на аналогичное место в кассе: 500 рублей COVID_FREE!! Скидка 90% на любое место в зале Длительность: 3 часа 30 мин Билеты закончились |
Сергей Женовач: «Сочиняя спектакль по «Заповеднику» мы все были очень воодушевлены, работали с азартом и интересом. Для нас встреча с таким писателем как Довлатов – событие. В его прозе заключена мощная театральная энергия, он очень сценичен, его диалоги хочется слушать, произносить, запоминать. В центре этой истории – писатель Борис Алиханов, который находится в состоянии внутреннего кризиса. Он бежит в заповедник, чтобы уединиться и переосмыслить свою жизнь. Это своего рода запой души.
Пушкин – соавтор нашего спектакля. Через Пушкина Борис Алиханов проверяют себя, правильность своих отношений, мыслей, поступков, воспоминаний. Он стоит на пороге новой жизни, перед выбором, который может или не может изменить всё. А поэзия Пушкина выводит эту историю на другой уровень. Важно, что Сергей Довлатов начал писать повесть в пушкинском заповеднике. А закончил ее уже в Америке, когда поступок был уже совершен.
В этом спектакле среди старожил «Студии театрального искусства» (таких замечательных артистов, как Сергей Качанов, Анастасия Имамова, Ольга Калашникова, Катерина Васильева), дебютируют 11 выпускников «Мастерской Сергей Женовача» прошлого года (Александр Николаев, Лев Коткин, Дмитрий Матвеев, Даниил Обухов, Никита Исаченков, Александр Медведев, Дарья Муреева, Мария Корытова, Варвара Насонова, Елизавета Кондакова, Екатерина Копылова). Хотя часть этих молодых артистов уже заняты в текущем репертуаре, «Заповедник» — это их первая самостоятельная работа. С этими ребятами мы связываем наши надежды».
"Заповедник" знаю практически наизусть, читала много раз и образы героев четко и давно уже сформированы в голове. Признаюсь, в начале спектакля мне было сложно принять такой образ главного героя. Всё в моей душе спорило: не так выглядит, не те интонации, не та последовательность, некоторый текст вообще из других произведений. И так почти всё первое действие прошло у меня в сопротивлении.
А потом я решила расслабиться, отключить разум и включить сердце)
И тут я как почувствовала!
Да, именно такой он внутри, персонаж Борис Алиханов! Вот такой маленький, уставший, умаявшийся, постаревший. Не молодой, большой, высокий, 30-летний Сергей Довлатов, а вот именно такой, измучившийся жизнью - уехать или остаться, сохранить семью или согласиться на развод, если уехать, то как на это решиться, ведь что там неизвестно, но и здесь уже невозможно...
Скажу я вам, что спектакль становится особенно пронзительным именно когда открываешь сердце и доверяешься процессу.
Благодарю Сергея Женовача и всех причастных к созданию этого необычайного спектакля! Браво!!!
Уезжать или не уезжать? Почти такой же большой русский вопрос, как «кто виноват» и «что делать». Важный и болезненный до сих пор — особенно теперь.
Немного смешно, но больше щемяще. Как будто выжали из Довлатова два этих настроения отдельно, хотя в письменном тексте они всегда переплетены.
Правда, актёр в главной роли неубедителен, и без коллег на сцене ничего бы не вышло вовсе. Я вообще считаю, что в одиночку тащить такой насыщенный текст нельзя.
Ещё в спектакле чудесный хор. Иногда лишний, на мой взгляд, с точки зрения динамики, но голоса и драматургия отличные.
Сократить бы действие и разложить Довлатова на актёрское многоголосие — стало бы совсем хорошо.
А пока 6/10.
Заповедник вещь знаковая, эдакая часть (воображаемого, если что) Большого n-книжия Союза с 60 до 90-х годов. Её ставят сейчас много, да и вообще Довлатов это эдакий новый Набоков, модно, стильно, почти не пошло. Настолько модно, что даже и у Познера о нём успели замолвить: https://youtu.be/LT_CFXopnnE
Ставить что-то модное всегда вызов. Даже у школы Фоменко в широком смысле не всегда получается с первого раза, но со временем обкатывается и получается хорошо, очень хорошо или ещё выше.
Сам спектакль: Мне нравится. Поэтому вместо отзыва хитро воспользуюсь тем, что уже написано много и от этого оттолкнусь:
1. Из недостатков премьеры выделю один — его продолжительность. Спектакль бы только выиграл, если бы длился не три с половиной, а хотя бы два часа. - Ничего не сделать, текста много, народ выдерживает, но Дамира понимаю.
2. Про то, что сыро - согласен, было в самом начале, сам смотрел с разницей в почти 1.5 года и очень ощущаешь. Тоже опыт.
3. Пьют много и тут ничего не поделаешь. Народ закладывал крепко, сам Довлатов тоже очень любил, ни для кого не секрет.
4. Декорации и сама идея - тоже особый почерк, вот просто, но какой даёт простор, а главное явная мысль - две линии на одной сцене изображаются легко и не требуют пояснения кто и где.
5. И главное для меня: да, играет Сергей Качанов и ему уже точно давно не 30 и даже не 40. Для меня это находка, он говорит ясно и чисто, если вам близок юмор Довлатова, то Вы услышите текст и будет смешно, а если нет, то как не читай, смешно не станет.
Как заключение, вместо и вместе с ним про последний абзац - этот спектакль скорее как воспоминание (а теперь оглянитесь на мысль про возраст) чисто и аккуратно прочитанное, нет никакого преступления в том чтобы давать возможность уже покойному автору звучать со сцены его же словами, не пытаясь и не заставляя их связаться с конкретными реалиями сейчас. Если Вы сами ощущаете, что Застой тогда и то, что сейчас похоже, то объяснять дополнительно не надо. А что, если бы сейчас был жив такой же (или сам Довлатов) человек, с таким же ощущением, с таким же набором устоёв, привычек (плохих, хороших и очень), может быть он бы и сам так говорил, это и было бы органично и правдой от него.
СТИ - это моя уже неоднократная борьба. При явном умении создавать красивую картинку и атмосферу в фойе театра, сил на то же самое в зрительном зале - в моем скромном видении - у женовачей не хватает. Действо на сцене остается душным, предсказуемым и скучным (апофеозом этого, пожалуй, были недавние Три сестры - и сами-то по себе скучные до безбожия, а тут уж вообще изнурительные).
В этот раз, стоит признать, было намного лучше, нежели ранее: и к Довлатову это близко, и про действительность с внутренней и внешней эмиграцией это по-человечески очень больно и страшно, и параллели конечно есть, и даже бессобытийные в целом три с половиной часа не столь уж тягостны. Ну и играют, тут не поспоришь. Качанов в главной роли хорош, но тут же и начинаются главные минусы: Качанову 65, Довлатову в момент выезда из Союза - 37, а описываемые события даже этот выезд предвосхищают. Картинка крошится и становится недовлатовской, а какой-то другой. Часть внутреннего очарования любимой прозы теряется. Да и не может театр руководствоваться производственной необходимостью, а не идеей. Довлатов должен быть сексуально привлекательным. Иначе это не Довлатов. Уж простите, но по этому поводу я даже спорить не буду ни с кем)
Ну и второй существенный момент: наше все, то есть Пушкин. Мало того что он есть, так его еще и много. Ну в смысле ОЧЕНЬ много. До зевоты. Опять-таки: и с первоисточником ясно, и параллели понятные, и в целом против Александра Сергеевича я ничего не имею... Но я шла на Довлатова) И Пушкин мне его разбавляет и портит. Сглаживает я бы даже сказала.
Резюмируя: спектакль неплохой, вполне себе цельный, классический, без мужчин в ролях женщин, голых людей и масок животных. Зато с матом, алкоголиками и березами. Ну то есть про Родину. Смотреть скучновато, но ведь имеет, имеет право на существование. И, думаю, многим даже понравится.
Главное, чтобы кроме такого театра существовал еще и другой.
Обожаю СТИ за атмосферу, в которую окунаешься , как только зашёл в фойе. Тачка с вином - находка года! И приятная болтливая женщина в чепчике, разливающая его- попадание в точку. Спектакль совсем нескучный. Озорной, откровенный и по-довлатовски лирично-ироничный с ноткой меланхолии
Любимая, я в Пушкинских Горах,
Здесь без тебя – уныние и скука,
Брожу по заповеднику, как сука.
И душу мне терзает жуткий страх…
Особо радуют детали и «фишечки» героев второго плана!
4/10. Сюжет никакой. Я вообще думаю, что начинать постановку с монолога пьяницы — это плохая идея. Этого персонажа вообще не хочется узнавать. Все эти банальные истории про недопонимание с бывшей женой звучат пресно и пошло и вызывают только раздражение. И это все преподнесено с надеждой на отклик зала, после каждой псевдоостроумной фразы актер будто ждет несколько секунд одобрения, но не получив его, продолжает дальше.
Вычурная и неубедительная игра актеров. Плюс какой-то культ пьянства — возможно, неудачная попытка создать подходящую атмосферу наливанием водки раз в пять минут. Действие в общем выглядит уязвимо и незаконченно: герои будто всеми силами пытаются вызвать эмоциональный диалог с залом, и корчатся, что-то вымучивают из себя.
Ко всему этому идут еще нелепо и бесполезно расположенные декорации.
Оцениваю на четверку, а не на ноль, только за счет костюмов и освещения.
А мне вообще не понравилось, у меня в голове разошлись оригинальное ощущение от книг и спектакль, спектакль вышел каким-то совсем не романтичным, а очень приземленным и прямо фу.
Я заскучала и ушла с перерыва.
В целом ощущение, что СТИ способен испортить любой текст - даже Довлатова.
Спектакль очень довлатовский. Лаконичность декораций деликатно не мешает с восторгом вслушиваться в речь персонажей. Каждая реплика, каждая мизансцена отзовутся в душе. Я не отношусь к категории зрителей, которые хохочут при каждой возможности. Но довлатовские тайные смыслы в смешных фразах - особая ценность текста. Молодежь в зале охотно смеялась в ответ на шутки. Зрители старшего поколения улыбались с грустью и пониманием куда большего смысла, чем просто смешного... Уже забытые реалии недавнего прошлого вызывают ностальгию по другим отношениям, другим бытовым условиям, а в целом - по юности, которую вспоминают с нежной грустью. Именно поэтому главный герой - человек не юного возраста, ведь это его воспоминания...Много удовольствия доставил совершенно неожиданный и ироничный музыкальный аспект в спектакле.
Трудно даже выделить кого-то из актеров, ведь их совместное проживание этой истории и дало нам такой волшебный привкус настоящести. Все роли были исполнены так, словно написаны для именно этих актеров.
И я смеялась. Это вообще неожиданно и необычно. Спасибо огромное за талантливую работу!