4 сентября 2024 (среда). 19:00 | ||
|
||
![]() |
||
МХТ им. А.П. Чехова Адрес: Камергерский пер., 3 (м. Охотный ряд, Театральная) Сайт: https://mxat.ru/ Льготная цена 1 билета: 500 рублей Цена билета на аналогичное место в кассе: 1000 рублей Скидка 50% на любое место (выкуп онлайн) Длительность: 3 часа 30 мин Билеты закончились |
Когда в 1931 году Николай Эрдман читал Станиславскому свою пьесу с невесёлым названием «Самоубийца», Константин Сергеевич, по свидетельствам очевидцев, хохотал до слёз и восклицал: «Гоголь! Гоголь!». Действительно, история, придуманная Эрдманом, как и гоголевский «Ревизор», начинается с анекдота, а заканчивается драмой. И главный герой, ничем не примечательный безработный Семён Подсекальников, подобно Хлестакову, по недоразумению оказывается в центре внимания общества. Но если Хлестаков это общество себе подчиняет, то Подсекальников становится его жертвой. Его буквально загоняют в гроб.
Станиславский был так вдохновлён этой чёрной комедией, что просил разрешения на постановку напрямую у Сталина (в тот момент пьеса была под цензурным запретом), называя «Самоубийцу» «одним из значительнейших произведений нашей эпохи». Работа над постановкой велась в Художественном театре полгода, но завершена не была.
Спектакль Николая Рощина входит в число премьер, посвящённых 125-летию МХТ.
Не думала, что эту пьесу можно поставить хуже, чем в театре Вахтангова...
Ощущение, что публика этого театра опустилась настолько, что режиссёры и актёры вынуждены вплетать в спектакли откровенно пошлые, вульгарные сцены, ничего общего с первоисточниками не имеющие. Хорошо идут тут исключительно спектакли умеющих жонглировать вульгарностью режиссёров (или всего одного режиссёра).
Часть влияющих на сюжет реплик выбросили, часть перемешали. Ни один актёр не попал в роль, почти непрерывно хотелось объяснить окружающим, что тут должно было быть и почему на самом деле это смешно, красиво и остроумно, в конце-концов! Но публика спектакль принимала... Отчего? Они не знакомы с первоисточником? Неужели для успеха достаточно поставить в раскрученном в прошлом театре хорошую пьесу, пусть и плохо?
Знаю, что некоторые любители театра не переносят Каменьковича, Женовача, Перегудова, считают их консервативными и скучными, но я их очень люблю. "Самоубийца" в СТИ -- шедевр! А тут -- испанский стыд. Как жаль, что за истошными воплями актёров и очень современными, но пустыми и всего лишь броскими декорациями и приёмами теряется то, что в театре когда-то было важным -- умение жить на сцене, пропускать через себя произведение и преломлять это, будучи немножко собой, немножко персонажем. Но ни на мгновение не выпадая из театрального потока-момента.
Во время антракта ушла, поняв, что, не сыграв ни "марксистскую точку зрения", ни "нервный симптом", ни "я Маркса читал", ни хоть кого-то из имеющих идею, но нежелающих умирать, актёры не справятся со вторым действием. Да, и стихотворение из конца пьесы поместили в застольную песню наскучивших уже всем апостолов Леонардо да Винчи. Ни один момент не тронул меня! Кроме одной короткой фразы: "Деньги -- это деталь". Что ж, не пора ли сделать это девизом МХТ им. Чехова?